воскресенье, 22 марта 2015 г.

Поездка в Новороссийск

 Славный город-герой Новороссийск  радостно встретил гостей из  Немецкой  деревни.  125 смелых и отважный путешественников радостно шагнули на борт крейсера "Михаил Кутузов".
Крейсер «Михaил Кутузов» стал двенадцaтым кораблём проекта 68-бис. Заложен он был в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нёс службу вплоть до вывода из боевого состава в 1998 году. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.



Многие послевоенные корабли проекта 68-бис получили возможность проявить себя на мирном поприще. Так, крейсер «Михаил Кутузов» сделал себе «политическую кaрьеру» и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его нахождения в Александрии был гарантом мира. Нападение на «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налёта на александрийский порт удалось избежать.
11 фицеры и мичманы крейсера Михаил Кутузов вместе с первым командиром Средиземноморской эскадры вице-адмиралом Б.Ф. Петровым. 1968 г.
Офицеры и мичманы крейсера «Михаил Кутузов» вместе с первым командиром Средиземноморской эскадры вице-адмиралом Б.Ф. Петровым, 1968 год.
За свою карьеру «корабль-политик» совершил 15 дальних походов, но самый запоминающийся из них состоялся в июне 1957 года, когда крейсер был направлен на празднование 40-летия Октябрьской революции в город Ленинград. Путешествие выдaлось бы довольно тривиальным, если бы перед экипажем не поставили боевую задачу: в пути через Северо-Западную Атлантику найти сильный шторм и пройти сквозь него в целях проверки корабля на прочность.
Отыскать «большую волну» помогли рыбаки, которые сообщали команде крейсера о бурях в этом районе. В сентябре «Михаил Кутузов» нашёл подходящую погоду в районе Шетландских островов, где 9-бальный шторм практически положил его на борт. Угол крена достиг 67 градусов — максимума за всю историю службы, — после чего корабль вернулся на ровный киль. Правую скулу — литой участок весом 20 тонн — просто вывернуло вместе с якорем и положило на палубу. В тaком состоянии крейсер дошёл до пункта назначения, городa Ленинграда, но уже 7 ноября после ремонта стоял на параде на Неве.
12 В штормовом море. курс - на Египет. 1968 г.

Прогулкa по пaлубе

Давайте пройдёмся по маршруту, которым наверняка ходили кумиры эпохи. Мы находимся в носовой части корабля, которая на флоте нaзывается «бак». Оба якоря, весом по 7 тонн, находятся в воде и поэтому сейчас не видны. Но даже сами якорные цепи весом по 30 тонн каждая выглядят весьма впечатляюще.

Заряжание орудий было раздельно-картузным — снаряды и заряды в картузах подавались к орудиям друг за другом при помощи элеваторов. Большинство операций производилось с помощью электроприводов. Всего в I–III башнях использовалось по 23 электродвигателя, а в IV башне их было 20. Некоторые операции, например, перегрузка снaрядов со стеллажей на транспортёр и с транспортёра в шахту элеватора, осуществлялись вручную.


На палубе видны следы от демонтированных направляющих для морских мин. Каждая мина в боевом состоянии весила 750 кг; чтобы сбросить её  в воду, требовалось минимум 18 матросов. Они подталкивали тележку с миной в сторону кормы, к специальным скатам. В том месте, где дорожка заканчивалась, мина сбрасывалась на полном ходу корaбля на тросах под сжатым воздухом. После сброса она зависала на определённой глубине на якоре и ждала своего часа.
Мы стали свидетелями такого важного флотского ритуала, как удар в рынду. И хотя для нас работники корабля-музея звонили «в щадящем режиме», уши всё равно заложило изрядно. В открытом море звон корабельного колокола слышен в радиусе до 14 км.




За корабельной бронёй

Продолжим экскурсию по внутренним помещениям корабля.

 Это ходовая рубка крейсера, пост управления кораблём и его «мозг» в мирное время. В походном положении тут нaходился командир или старший помощник, рулевой, вахтенный и ещё несколько офицеров. Они получали информацию от радиолокационных станций и отдавали приказы в машинное отделение.
Помещение оборудовано самыми необходимыми приборами и устройствами: машинный и рулевой телеграф, гирокомпас, комбинированный индикатор кругового обзора, на который можно было вывести информацию от радиолокационных станций.
По соседству с этим помещением находится боевая рубка. Там располагался один из командиров боевых частей, чтобы при объявлении тревоги хотя бы один офицер всегда был на посту. В этом случае командир переходил из ходовой рубки в боевую и начинал отдавать экстренные приказы команде.
Трудно поверить, но всего на корабле 2500 помещений, в том числе 72 каюты, 38 кубриков личного состава, 4 библиотеки. Так выглядела штурманская рубка, в которой осуществлялся контроль курса корабля.
Мы находимся в офицерской кают-компании. В годы военной службы крейсера доступ сюда был только у 72 офицеров и 4–5 человек вестовых, подающих пищу. Согласно корабельному уставу, курить в этом помещении разрешалось только в строго отведённое время: с 18:00 до 22:00. Единственным человеком на корабле, которому разрешалось питаться отдельно от других членов экипажа, был командир крейсера.





Тaк выглядит самая комфортабельная комната на корабле — каюта флагмана. Здесь размещали самого старшего по званию человека на корабле во время визитов на «Михаил Кутузов». Обычно такими гостями были старшие начальники: командир бригады крейсеров или командующий флотом. Несмотря на высокий ранг гостей, каюта флагмана не обладает бронированием — она обшита обычной сталью толщиной 10 мм, а вот бронирование буфета (для сравнения) составляло 130 мм

По сравнению с каютой флагмана, офицеры на корабле жили достаточно скромно:



В свою очередь, матросы срочной службы жили в кубриках различной вместимости, от 24 до 70 человек. Кубрик на фото ниже можно назвать элитным: он рассчитан на 27 матросов и оснащён иллюминаторами, чем не могли похвастаться аналогичные помещения на одну-две палубы ниже.

На кораблях пoслевоенной постройки вплоть до 60-х годов стoловых предусмотрено не было — моряки питались прямо в кубриках по бочковой системе. На подразделение в 6–8 человек назначался так называемый бочковой, который по команде шёл на камбузную палубу и получал бочок под первое и второе, а также чайник. Всё это приносилось в кубрик, где за установленными в проходах раскладными столами («баками») матросы обедали.
Раз в день с 7:30 до 8:00 шла на корабле давалась команда набрать пресной воды. Кто не успел, оставался без чая на весь день. Отпуска полагались только офицерам и мичманам. Матросам срочной службы такая привилегия давалась только за определённые заслуги, так что многие за все три года могли ни разу не съездить на отдых — только служба.
65 Крейсер Михаил Кутузов в Средиземном море, 1968 год

На корабле вели приём три доктора: терапевт, хирург и стоматолог. Несложные операции, типа удаления аппендицита, хирург проводил прямо на корабле. А вот пoтребности в сложных операциях не возникало никогда — крейсер «Михаил Кутузов» знаменит также тем, что здесь ни разу за всю его историю не было происшествий с летальным исходом.

Пришло время снова подняться на палубу и покинуть корабль: наша экскурсия по крейсеру «Михаил Кутузов» подoшла к концу.

Надеюсь, вы прониклись интересом и уважением к этому величественному кораблю, так же как и наш дружный 4 "З" класс!!!



















1 комментарий:

  1. Было весело и интересно! Мы узнали много нового. Больше всего запомнилось то как наш и другой класс ходили по палубам военного корабля ,,Михаил Кутузов" и даже спустились ниже где жили моряки . Через щели в дверях некоторые смогли рассмотреть кухню, комнату с постельным бельём и т.д. Перед тем как спуститься ниже нас напугали и сказали , что там обитает с 1945-х годов ,,Чёрный юнга" но к большому сожалению его там не было!

    ОтветитьУдалить